Поделиться ссылкой:
На небольшой территории коренных народов Гунна Яла у восточного побережья Панамы процветающее сообщество «третьего пола» бросает вызов стереотипам и почитает женщин.
Скользя на паруснике по спокойным водам Карибского моря, появляется ощущение, что прибываешь в рай. Крошечные островки сверкающего белого песка, покрытые пальмами и зелеными кокосами, разбросанными по бирюзовым прибрежным водам, выглядят слишком совершенными, чтобы быть реальными.
Это Гуна Яла, также известный как Сан-Блас — архипелаг у восточного побережья Панамы, содержащий более 300 островов, 49 из которых населены коренными жителями, известными как гуны (куны). Их более 50 000 человек. Куны до сих пор живут так, как жили их предки, обитая в маленьких деревянных хижинах, покрытых пальмовыми листьями, с тлеющими бревнами в каминах и гамаками, представляющими единственную мебель.
Гуна Яла необычна во многих отношениях: это автономная территория коренных народов, а на ее флаге изображена черная левосторонняя свастика, которая, как говорят, представляет четыре направления и сотворение мира. Но, пожалуй, самая любопытная традиция в Гуна Яла — это ее естественное гендерное равенство и полная терпимость.
В обществе, где женщины являются основными поставщиками продовольствия, владельцами собственности и лицами, принимающими решения, мальчики могут стать «третьим полом», где они действуют и работают как другие женщины в обществе.
Этот «третий пол» — совершенно нормальное явление на островах. Если мальчик начинает проявлять тенденцию к действию «женщины», семья, естественно, принимает это. Очень часто они изучают навык, который обычно ассоциируется с женщинами, например, большинство из них, становятся мастерами по созданию самых замысловатых мол.
Мола или Молас — ручной текстиль, который является частью традиционной женской одежды народа куны из Панамы. До прибытия европейцев куны носили мало одежды и украшали свои тела красочными узорами. Впоследствии они перенесли эти узоры на ткань. Женщины Гуна Яла гордятся тем, что являются единственными людьми в мире, которые делают молы.
На самом деле, пребывание в Гуна Яла «третьего пола» связано с мифологией. Существуют разные истории о первоначальных лидерах, принесших традиции, правила и руководящие принципы, которыми должны жить куны.
Прогуливаясь по улицам на острове Carti Sugdupu, одном из самых больших сообществ в районе Гуна Яла, в большинстве встречаются женщины. Одетые в красиво вышитую традиционную одежду, они работают над своими поделками, присматривают за небольшими магазинами и продают еду и напитки.
В отличие от многих других стран Центральной Америки, женщины куны кажутся более общительными: завести разговор здесь гораздо проще, чем на улицах гватемальских или никарагуанских деревень.
Женщины Гуна Яла имеют повышенный статус. Традиционная свадьба включает в себя церемониальное похищение жениха, а не невесты, и когда молодой человек женится, он переезжает в дом невесты. С этого момента его работа принадлежит семье жены, и именно женщина решает, может ли ее муж делиться своей рыбой, кокосами или бананами со своими родителями или братьями и сестрами.
Даже празднования здесь проводятся в честь женщин. Три самых важных праздника на островах Гунна Яла — это рождение девочки, половая зрелость и брак.
Хотя мужчины традиционно становятся рыбаками, охотниками, фермерами или вождями, женская работа считается иногда более важной. С ростом туризма куны стали зарабатывать деньги из других источников, кроме своих исконных ремесел по сбору кокосов, добыче омаров, рыбалки и сельского хозяйства.
Женщины-куны могут получать существенный доход, продавая причудливо вышитые молы и вини (красочные браслеты из стеклянных бусин). Например, одна мола может быть продана за 30-50 долларов, тогда как мужчина будет зарабатывать только 20 долларов за целый день, потраченный на чистку чей-то яхты.
Однако нельзя сказать, что здесь царит матриархат. Хотя женщины и принимают все внутренние решения, они редко бывают политиками или вождями.
В то время как женщины играют определенную роль в обществе, люди «третьего пола» — нет. Многие из них покидают Гуна Яла, отправляясь в Панаму в поисках образования или карьерных возможностей.
Молодые omeggid, которые остаются, носят длинные волосы, учатся рукоделию у своих матерей, а пожилые ходят в платках, продают молы или выступают в роли гидов и переводчиков для туристов. Внутри сообщества с ними обращаются как с равными членами семей.
Гуна Яла кажется удивительно альтернативным миром мира, терпимости и понимания в этом небольшом сообществе островов в Карибском море.